Если бы Сэм и Макс были не персонажами видеоигры,
а, скажем, американскими музыкантами, они запросто могли бы стать
героями
телешоу Behind the Music на канале VH1. Ведущий загробным
голосом рассказывал бы про их взлеты и падения: про оглушительный
успех в
начале 90-х, про отмененный сиквел, про долгие годы забвения, про
громкое
возвращение в виде эпизодического сериала и, наконец, про не менее
громкий провал,
которым завершился второй сезон.
В 2008-м стало очевидно, что серия исчерпала себя и
нуждается в серьезном пересмотре. Telltale Games, очевидно,
это
понимали, поэтому занялись другими проектами — получилось здорово. И
вот теперь,
после Wallace & Gromit, Strong Bad’s Cool Game for
Attractive People и Tales of Monkey Island, студия
возвращается к собаке-детективу и улыбчивому кролику со склонностью к
немотивированному насилию.
Третий сезон начинается многообещающе: Сэм и Макс
заперты в огромной клетке на космическом корабле. За штурвалом —
одержимая жаждой
власти космическая горилла-генерал по имени Скун-ка’пе. Генерал
заливается
сатанинским хохотом и стреляет ракетами по небоскребам. Через минуту
мы прячемся
возле девушки-пленницы — сбежали! Еще через минуту общаемся с
зелеными
космическими мозгами. Вскоре после этого один из героев превращается
в базуку.
Через тридцать секунд кое-кто взрывается…
Комедия нон-стоп
 |
Сверхъестественные игрушки, как этот надувной
резиновый телефон с нарисованной пастью, делали люди со странным
чувством прекрасного. |
За прошедшие два года Telltale Games действительно
многое переосмыслили. Основа, конечно, осталась прежней: это
классический
квест, полный монти-пайтоновских шуток и поп-культурных аллюзий.
Изменилось
нечто другое — темп, логика, структура повествования. Это ощущается с
первых
секунд.
Описанная во вступлении ситуация — это, между
прочим, финал эпизода. Авторы воспользовались известным киноштампом:
показали заключительную
сцену и резко отмотали время назад. И тут выяснилось, что на Землю
напала не
просто фиолетовая горилла-разрушитель, а весьма коварный… хиппи.
В солнечный день он приземлился на своем
циклопическом корабле возле магазина Боско и заявил подоспевшим
детективам, что
он, во-первых, прилетел с миром и любовью, а во-вторых, с целью
обмена опытом и
технологиями. Вот только в первом же разговоре в голосе гориллы
проскакивают
злодейские нотки, она путается в показаниях, называя нашу планету то
жалкой, то
прекрасной. Что это чудо природы забыло на Земле и как мы оказались в
клетке — вот
вопросы, на которые нужно ответить.
 |
 |
Конечно, это всего лишь предположение, но
нам кажется, что этот мужчина в фуражке — на самом деле моряк Папай на
пенсии. |
Генерала частенько сопровождает эскорт из
дружелюбных клыкастых спецназовцев. |
Ну и не только. Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode
1: The Penal Zone —
это по-прежнему калейдоскоп из скетчей и диалогов. Общаться
приходится
постоянно — и чаще всего со старыми знакомыми. Так, из второго
сезона вернулась
хитрая владелица столовой Вонючка, частный детектив из фильмов 30-х
годов Флинт
Пэйпер и чванливый крот Гарри. Из новичков — горилла-генерал, ее
приспешники, заполонившие
городские улицы, и трусливый космический мозг, в минуты наивысшего
нервного
напряжения притворяющийся Ктулху. Кроме того, теперь в начале и
конце истории
экран тускнеет, время останавливается, и на сцену выходит надутый
черно-белый джентльмен
с розой в петлице. Он исполняет роль конферансье — сообщает о наших
будущих
испытаниях и интригует новыми вопросами.
 |
 |
По традиции в новом эпизоде есть мини-игра: на
этот раз нужно догнать Сэма и подпалить его из лазера. |
Рассказчик выглядит совершенно по-хичкоковски. |
Ключевые нововведения касаются пазлов. У Макса появились
сверхъестественные способности: телепортация, умение видеть будущее и
возможность
превращаться в любой предмет, до которого можно дотронуться. На этих
приемах
завязана механика всего эпизода. Особенно интересна возня с
телепортацией.
Нюанс в том, что вместе с Максом в пункт назначения переносится и
тот, кто
прикасается к нему в момент перехода. А так как Макс — мастер
провокации,
нетрудно догадаться, как ему удобней всего расправляться с
гориллами.
Ну а ясновидение используется как система
подсказок, без которой сегодня не обходится ни один приличный квест.
Достаточно
посмотреть на предмет, и можно увидеть, что произойдет после решения
задачки. И
в этом — половина ее решения. Вообще, игра проходится легко —
головоломки
остроумные, интересные, но совсем не сложные. Три-четыре часа с
лихвой хватает для
завершения эпизода.
 |
 |
Если раньше вы не сталкивались с юмором Sam
& Max, то готовьтесь: кроты в исподнем здесь — обычное зрелище. |
Если Макс не улыбается — требуйте ваши деньги
обратно! |
* * *
Главный недостаток у игры один — приелась. Острить Telltale Games не
разучились, но шутки у них получаются какие-то слишком
ожидаемые. И если в 2007 году трехмерные Сэм и Макс воспринималось
как нечто
совершенно новое и занимательное, то сегодня, после мини-сериалов
про Уоллеса и
Громмита и Гайбраша Трипвуда, новые шутки кажутся пресноватыми.
Сэм по-прежнему острит на тему ядерных кнопок,
чилийского ню-метала и Миллы Йовович, фиолетовая горилла шутит о
племяннике из
Канады, в декорациях авторы цитируют то классику нуар-кинематографа,
то Дэвида
Линча — но все это слишком похоже на то дежурное безумие, которое мы
видели
раньше. Даже в Tales of Monkey Island шутили на тот же лад.
Механику,
конечно, освежили, но для триумфального возвращения сериала этого,
прямо
скажем, маловато. Хорошая новость — сезон только-только начался, и
дальнейшее
развитие событий — исключительно в руках Telltale Games.
|