лный текст
При словах «приключение на Nintendo DS» перед глазами встает образ
классической рисованной адвенчуры: много текста и диалогов,
пиксельхантинг при
помощи стилуса и, скорее всего, какое-нибудь расследование (как
вариант —
танцующие адвокаты, см. серию Ace Attorney). Поэтому
знакомство с Dementium 2 будет полно сюрпризов, особенно если вы
ничего не
слышали о первой части: авторы тоже вроде бы называют свою игру
приключенческой,
но на экранах человек с пистолетом почему-то постоянно убивает
каких-то
демонов.
От слова «худо»
Уильям Редмур, страдающий неизвестным заболеванием, переносит
операцию на головном
мозге. Его лечащий врач тем временем отчего-то решает, что разум
Уильяма
подвержен некой опасности, коренящейся в воспоминаниях самого героя.
Доктор
погружает Редмура в состояние управляемого сна, где он должен сам
разобраться
со своими кошмарами. Мужчина просыпается в психушке с измазанными
кровью
стенами, блуждает по коридорам, бегает от зараженных хедкрабами
людей в белых
халатах (непонятно как здесь оказавшихся), пока не находит дубинку.
Дальше он пять
часов бьет морду порождениям своих кошмаров, между делом решая
простенькие
задачки и читая редкие записки.
Таково примерное содержание первой части, Dementium: The Ward
(2007). Там к тому же
фигурировала малопонятная сюжетная линия про мужчину, зверски
убившего свою
жену, — об этом говорилось в дневниках, газетных заголовках и
кат-сценах. По
всему вроде бы выходило, что Уильям и есть убийца (поэтому его мозг,
ощущающий
вину, запустил программу самоуничтожения), но авторы, ничего толком
не
объяснив, обрывали повествование на полуслове.
Сиквел, в свою очередь, тоже стартует довольно бесцеремонно (но не
беспокойтесь — с
первой частью игры его связывает только сеттинг): мы просыпаемся в
тюрьме,
потом внезапно оказываемся в привычной психушке, сбегаем,
сталкиваемся с
демонами, нас преследуют мужчины в темных мундирах и загадочный
врач-вредитель.
Все статисты при этом отчего-то изъясняются на клюквенном русском
(«мнье
страшно, мнье худо!», «отойди нога!», «помогать!»), хотя выглядят
как обычные
американские зэки в оранжевых робах.
 |
 |
Ножом герой орудует с трудом, будто бы у него в
руках кувалда… |
…а вот настоящей кувалдой он бьет с
необъяснимой легкостью и изяществом. |
Набор юного разработчика
Несмотря на то что авторы вроде бы пытаются подать Dementium как
хоррор-адвенчуру, в душе
это все-таки шутер от первого лица — в меру своих скромных
DS-возможностей. Врагов тут
много не бывает, умирают они подозрительно легко и тут же
растворяются в
воздухе. Целиться нужно стилусом, стрелять — левым шифтом, при этом
сама игра
разворачивается на верхнем экране, а снизу предусмотрен доступ к
инвентарю,
найденным запискам и карте. Думается, не стоит пояснять, что DS — не
самая приспособленная для
шутеров платформа, руки устают и затекают в считанные минуты.
Кажется, можно за
вечер заработать себе туннельный синдром. А еще Уильяма
нечеловечески трудно
заставить бегать.
 |
По карте мы передвигаемся рывками, поэтому
приготовьтесь к тому, что придется регулярно путаться на развилках. |
Что важно, в The Ward все это не выглядело как
издевательство. Идеологически первая часть была во многом схожа с
хоррором Cursed Mountain: простая, заурядная,
архаичная игра, одно из ключевых достоинств которой — то, как она
использует
возможности платформы. В Dementium за номером один все было
залито кровью и кишками, Уильям с фонариком наперевес изучал затхлые
коридоры,
а стрелять действительно приходилось не так уж и часто — все это
могло стать
основой для какого-нибудь дешевого польского ужастика для PC, но на
маленькой DS смотрелось довольно убедительно.
Это был конструктор из клише и избитостей, в разные моменты похожий
на Half-Life, Manhunt и The Suffering, но
выполненный с уважением
к первоисточникам. The Ward играла именно на вашем
знании жанра: если кто-то написал кровью цифры на стене, значит
скоро встретится
кодовый замок, куда эти самые цифры нужно вбить. Монстры же
появлялись в кадре
строго по делу, чтобы нагнать жути.
Вторая часть, плюнув на все, скатилась в шизофренический трэш (в
данном случае это
отнюдь не комплимент), тут же растеряв все свое второсортное
очарование. Dementium 2 в полтора раза короче
предшественницы и практически полностью лишена головоломок (остались
только
примитивные вариации пятнашек). Каждая вторая кат-сцена, вместо того
чтобы пугать
и погружать в бездну отчаяния, заканчивается вспышкой, которая к
тому же
сопровождается таким мерзким звуком, что поначалу кажется, будто
игра зависла. Стрельбы
стало примерно в три раза больше, а света — аж в пять: пещеры и
подвалы быстро
сменяются дневными улицами и заснеженными горами. В арсенале
появились новые
винтовки и гвоздемет, герой стал быстрее, научился прыгать и
приседать. Появились
скучнейшие боссы, любимый фокус которых — плеваться кислотой или
ползать по
потолку; патронов на них хронически не хватает, приходится танцевать
вокруг
мерзавцев, пытаясь достать их ножом.
Словом, игра окончательно превратилась в боевик, а они-то у авторов
как раз получаются скверными:
в коридорах легко запутаться даже с картой, интересных противников
нет, а чтобы
догадаться, как сохранить игру (для этого нужно найти специальную
картину и
нажать рядом с ней кнопку «Examine»), требуется недюжинная
смекалка.
 |
 |
Уильям научился одновременно светить фонариком и
стрелять из пистолета. |
Любимый стилистический прием авторов Dementium 2
— кровь на снегу. |
* * *
Наконец, главная проблема досталась Dementium 2 по наследству от
оригинала: эта игра адресована, если уж говорить прямо,
несуществующему игроку.
Пустоте. Можно представить себе человека, играющего на компактной DS
в «Марио» или «Зельду»,
решающего пазлы или запускающего в метро пошаговую стратегию. Но
кому там нужен
третьесортный экшен от первого лица, неудобный, скучный, с
неуместными вкраплениями
квеста и плотно ассоциирующийся с не самыми удачными шутерами
прошлого века?
Наверное, только тем, кто никогда в своей жизни ни разу не
приближался к
компьютеру или нормальной игровой консоли ближе чем на сто метров.
|