В конце 2003 года вышла Великая Компьютерная Игра Max Payne 2
(расчувствовавшаяся «Игромания» поставила ей в свое время такие высокие
оценки, что аж самим до сих пор страшно), после которой всем, кто
хоть
чуть-чуть интересуется игровой индустрией, вдруг стало понятно: Remedy
Entertainment — это не просто «какая-то финская компания», а,
без дураков,
самый что ни на есть настоящий «великий разработчик компьютерных
игр».
Улыбчивый человек по имени Сами Ярви, у которого из соображений
космополитизма
на визитке и в подписи к электронным письмам написано «Сэм Лейк», в
одночасье
стал культовым персонажем, а его новый, анонсированный через год
проект Alan Wake — одной из самых ожидаемых игр
следующей пятилетки.
В последующие годы Alan Wake обрастал фактами и
подробностями, в середине первого десятилетия появились первые
скриншоты с
изумительными панорамами американского северо-запада, а в 2006-м на
выставке
Х06 Сэм Лейк показывал автору этих строк несколько душещипательных
сцен, в
которых мужчина в толстовке метался с фонариком по ночному сосновому
лесу и
убегал от торнадо, поднимающего в воздух сараи, автомобили и зонтики
летних
кафе… На соседних мониторах в это время показывали еще не вышедший Gears
of War, а где-то рядом ходил
Питер Молинье, у которого при себе не было даже скриншотов из
анонсированного
на днях Fable 2 — одни только рассказы и два
карандашных рисунка.
Прошло еще почти пять лет, в прошлом номере
«Игромания» анонсировала Gears of War 3, Молинье на
выставке Х10 показывал вполне рабочую версию Fable 3, а
компания Remedy, после
долгого молчания, в конце мая все-таки закончила игру про мужчину в
толстовке с
фонариком. Все, финита: после смерти полумифического Duke
Nukem Forever и выхода Alan Wake в современной
игроиндустрии не стало больше понятия «культовый долгострой».
Луч света в темном
 |
Барри, литературный агент Уэйка, настолько
стереотипичный «комический персонаж второго плана», что в какой-то
момент вы уже начинаете угадывать его следующую шутку. |
Если за прошедшие годы вы вдруг успели забыть, о
чем речь, то напоминаем, что Alan Wake — это финский эксперимент
Сэма Лейка в жанре «триллер
под Стивена Кинга». Главный герой — некогда успешный писатель по
имени Алан
Уэйк — вот уже два года не может написать ни строчки. После долгих
уговоров
жены он все-таки соглашается сменить обстановку и, чтобы выйти из
творческого
кризиса, приезжает в маленький туристический городок Брайт-Фоллс,
где селится в
уютном деревянном домике на озере, среди сосновых лесов и горных
пейзажей
умопомрачительной красоты. В первый же вечер, повздорив с женой и
выйдя наружу
подышать, Алан вдруг слышит странный шум и крики супруги, успевает
заметить,
как она падает в воду, и без раздумий прыгает за ней в темную
глубину озера. В
следующий раз он приходит в себя в лесу, сидя за рулем разбитого
автомобиля с
рваной раной на лбу и севшим мобильным телефоном в кармане. Через
некоторое
время выясняется, что с того вечера, как Уэйк поселился с женой в
домике на
берегу озера, прошла неделя, о которой он совершенно ничего не
помнит…
 |
Вооруженных серпами и молотами рабочих и
колхозников Брайт-Фоллс удивительным образом объединила ненависть к
буржуазному писателю. |
Что особенно приятно — Alan Wake, в отличие от большинства
современных игр, не пытается строить сложное лицо и не доказывает
почтенной
публике свою удивительную уникальность. Приключения ушибленного на
голову
литератора Уэйка — это по сути такое незамысловатое попурри по
мотивам всех
стереотипов и клише творчества Стивена Кинга и телесериала
«Твин-Пикс». Remedy не только не скрывают источники вдохновения, но и
даже
старательно выпячивают их: главный герой поминает Кинга в первом же
монологе,
название одного из ачивментов — цитата из любимого выражения агента
Купера,
персонаж второго плана, отбиваясь от стаи зловещих ворон, что-то
кричит про
Хичкока, а сцену, в которой Зловещий Человек стучит топором в дверь,
Уэйк тут
же комментирует цитатой из фильма «Сияние».
 |
Для воссоздания атмосферы реальной
«провинциальной Америки» Сэм Лейк лично объехал десяток придорожных
закусочных штата Вашингтон. |
Впрочем, несложная история, вся суть которой
сводится к фразе «в горном озере поселилось очень древнее и
страшное зло!»,
увлекает не удивительными сюжетными твистами, а точными, практически
дословными
цитатами из всех хоррор-фильмов, хоррор-книг и хоррор-игр, которые
вы в своей
жизни смотрели, читали или играли, но чьи названия можете сразу и не
вспомнить.
Даже концовка, которая разочаровала часть интернет-публики, потому
что «все
равно ничего не понятно», в этом контексте вышла вполне себе в духе
жанра: ну и
что, что «непонятно», зато страшно, загадочно и зловеще. У Стивена
Кинга такие
финалы в каждом втором рассказе, и ничего.
Тени исчезают
 |
Местные братья-рокеры в какой-то момент
настолько увлеклись своей группой, игравшей скандинавский языческий
металл, что сменили имена на Одина и Тора и закончили карьеру в клинике
для душевнобольных. |
Сюжет Alan Wake подается — как это недавно стало модным в
играх — частями, а все повествование поделено на шесть эпизодов,
продолжительностью примерно по два часа каждый. Дополнительные
сюжетные детали
подаются крайне интересным способом: бегая по лесам в окрестностях
Брайт-Фоллс,
Уэйк то и дело находит страницы из рукописи собственного романа...
который он
никогда не писал. Что самое страшное, содержание этих страниц —
самые настоящие
«флэшфорварды», то есть детальное описание событий, которые
произойдут в самом
ближайшем будущем. На практике эффект получается непередаваемый:
совсем недавно
спокойный голос Уэйка ровным тоном зачитывал текст о том, как «я
увидел
зловещую тень и услышал этот звук — сомнений не было, это ревела
бензопила», а
уже через пять минут вы судорожно бегаете кругами по просеке,
пытаясь увернутся
от дикого лесоруба, чье сознание поглотила тьма.
Кстати, о тьме и лесорубах. Если попытаться
проанализировать геймплей Alan Wake, то в результате получится
довольно старомодный экшен,
действие которого на десять процентов состоит из дневных сцен с
редкими
диалогами и посещением всяких достопримечательных мест Брайт-Фоллс, а
на 90% —
из линейного экшена, в котором главный герой носится по лесу с
фонариком и
револьвером, и отстреливается от местных жителей, попавших под
влияние того
самого древнего зла из горного озера. В редкие моменты Уэйку дают
покататься на
машине, иногда — расслабиться за решением очень простых головоломок,
но
практически вся игра — как рельсовый дом ужасов в луна-парке.
Писатель с
фонариком бежит вперед, сквозь чащу, в которой не предусмотрено
поворотов, в
строго заданные моменты ему на голову валятся скелеты, а за спиной
из поганых
болот чьи-то тени встают.
 |
Тени обожают подкрадываться со спины: в Alan
Wake вам придется оглядываться в среднем в пять раз чаще, чем в любой
другой игре. |
Впрочем, надо отдать Remedy должное: избавившись от обязанностей
делать открытый мир, интерактивное
окружение и прочие необходимые всем современным играм благоглупости,
они довели
до совершенства все, что осталось. Несмотря на то что всех врагов
можно условно
разделить на три типа — «тени», «тени покрепче» и «тени, которые
очень быстро
бегают», — сражаться с ними крайне интересно. Перед тем как стрелять
по гадам,
их нужно «поймать» в темноте лучом фонарика. В последнем постоянно
заканчиваются батарейки, патроны для револьвера или дробовика
встречаются
далеко не на каждом шагу (последний можно в некоторых случаях
сменить на
охотничье ружье, но амуниция для него — еще больший дефицит в
Брайт-Фоллс),
поэтому нужно внимательно целиться, не стрелять без дела, постоянно
кружиться
на месте, оглядываться назад и фигурно уворачиваться от особенно
прытких
дровосеков.
 |
Уличные осветительные столбы, словно маяки,
разбросаны по окрестностям Брайт-Фоллс и показывают единственное верное
направление, в котором нужно идти. |
«Борьба света и тени» обыграна в Alan Wake в буквальном смысле
слова:
враги вооружены топорами, серпами и прочим колхозным инвентарем,
поэтому
представляют опасность только на ближней дистанции. Уэйк, кроме
фонарика, носит
с собой запас сигнальных ракет, химических огней и световых гранат,
которые
могут особенно пригодиться, когда на сцену выходят местные боссы. В
исключительных случаях тьма из озера вселяется в неодушевленные
предметы и
прикидывается барабашкой. Но если летающие скамейки или мусорные
корзины — это
еще куда ни шло, то, когда на вас из темноты вдруг вылетает рычащий
трактор или
на глазах удивленной публики рядом вдруг оживает строительный
экскаватор и
начинает со страшным скрежетом бить землю гигантским ковшом,
становится
по-настоящему жутко.
Наконец, последними в списке врагов Уэйка числятся
вороны, которые по всем заветам хоррор-жанра налетают внезапно и
стаями.
Ущерб от них, правда, больше психологический — пара хороших взмахов
фонариком
моментально разгоняет птиц.
В тумане светит
 |
В мире Alan Wake сигнальная ракетница —
универсальное оружие: и бьет больно, и освещает все вокруг. |
Естественно, Remedy не были
бы собой, если бы сделали игру без флэшбеков. Правда, в отличие от
дилогии про
Макса Пейна, в Alan Wake воспоминания прошлого (их действие
происходит в
нью-йоркской квартире Уэйка) включаются только дважды за всю игру и
большой
смысловой нагрузки не несут.
А вот что финны сделали действительно чуть ли не
круче, чем в Max Payne, так это всевозможные «сопроводительные
развлечения»
вроде местной телепередачи Night Springs, которую можно посмотреть,
периодически включая
телевизоры в различных локациях. Снятое в духе «Баек из склепа» или
«Невероятных историй», это хоррор-шоу является пародией на все
подобные
телепередачи, вместе взятые, причем за две-три минуты у вас на
глазах
разворачивается настоящая маленькая драма. Наконец, кроме
телевизоров, во время
беготни по взгорьям Брайт-Фоллс Уэйку периодически будут попадаться
радиоприемники, настроенные на одну и ту же волну локального
ток-шоу. Ведущий
приглашает в студию гостей, рассказывает о местной жизни и даже
пытается на
расстоянии подбодрить скитающегося по лесам Уэйка, на которого в
какой-то
момент начинается натуральная охота.
 |
Под определенным углом Алан неуловимо напоминает
утонченную версию Рассела Кроу, хотя рисовали его, вообще-то, с
финского киноактера. |
А теперь уголок грустной правды. Несмотря на то что
все, о чем мы написали выше, сделано безусловно очень сильно и
качественно, в
2010 году Alan Wake выглядит как гордая, но все равно морально
устаревшая
игра. Если вы играли в первую и вторую часть Max Payne (а тем более
если вдруг
искренне, как и мы, любите эти игры), то первое, что нужно сделать
при
начальном знакомстве с Alan Wake, — не строить иллюзий и не ждать
каких-то невероятных
чудес и откровений. Завышенные ожидания не приведут ни к чему
хорошему: почти шесть
лет, делая перерывы только на водку, сауну и праздник Юханнус,
трудолюбивые
финны ваяли игру своей мечты, и, если бы Alan Wake появился на
полках хотя бы на
год раньше, наша финальная оценка была бы на балл выше. Беда в том,
что он
вышел только сейчас, когда все вокруг ждут от игр открытого мира,
интерактивной
драмы, нелинейного сюжета, кооперативного прохождения и тому
подобных подвигов.
Ну а что самое обидное, большинство геймплейных
находок Alan Wake еще два года назад были замечены в Alone
in the Dark,
уникальной попытке перезапуска хоррор-сериала девяностых, игре
удивительной, но
совершенно не понятой публикой и с треском провалившейся в рознице.
Сюжет,
разбитый на эпизоды, «черные тени», фонарик как основное оружие,
источники
света — островки спасения, «древнее зло» как причина всех бед...
Ничего не
напоминает? Кроме того, в Alone in the Dark были большие эпизоды с
открытым
миром, возможность собирать оружие из подручных предметов и
инновационная
физика (взять в руки табуретку, поджечь ее в камине и метнуть в
толпу зомби до
сих пор нельзя ни в одной другой игре).
 |
 |
Очевидно, чтобы оправдать засилье мужчин с
сельхозинвентарем, разработчики то и дело загоняют Алана то на
лесоповал, то в какой-нибудь шахтерский городок, то просто в чащу. |
Судя по тому, как быстро разряжается фонарик
Алана (в считанные секунды), он пользуется «обычными солевыми
батарейками». |
* * *
Впрочем, критиковать Alan Wake можно долго и смачно, но делать
этого, поверьте, абсолютно не хочется. Это действительно очень
хорошая и
качественная игра, никакой, естественно, не «прорыв», но очень
большой успех в
своем жанре. Здесь есть все, что нужно для счастья: непередаваемая
«кинговская»
атмосфера, занимательный сюжет, сбалансированный и до мелочей
продуманный
геймплей, который надоедает ровно за пятнадцать минут до начала
финальных
титров, а также гигантское число культурологических цитат и отсылок,
находить и
распознавать которые — отдельное удовольствие.
Для того чтобы стать игрой всех времен и
подтвердить культовый статус компании Remedy, этого,
конечно, уже маловато, но как еще один повод наконец-то купить себе
Xbox — вполне достаточно.
ПЕРЕВОД: Люди, локализовавшие Alan Wake для
российского рынка, решили ограничиться только переводом субтитров,
и, честно
говоря, слава богу: в оригинале главных героев играют прекрасно
подобранные
актеры, а их речь и стереотипные для «стивен-кинговских» триллеров
реплики и
интонации прекрасно дополняют неповторимую атмосферу игры. За все
время мы
нашли лишь пару неточностей перевода, когда Уэйк вдруг сбивался с
«ты» на «вы»,
а однажды внезапно обратился к собственной жене в мужском роде, но в
целом
русские субтитры вполне адекватны и не испортят впечатления от игры
тем, кто в
свое время недоучил английский.
|